Федеральное государственное бюджетное учреждение
"Автотранспортный комбинат"
Управления делами Президента Российской Федерации

Краткая история комбината

5 сентября 1918 г. - Дата создания автомобильного отряда в целях транспортного обеспечения ВЦИК.
1922 г. - Отряд переименован в Автотранспортный отдел.
1924 г. - Автотранспортный отдел передан в ведение Президиума ЦИК СССР.
1938 г. - Отдел переименован в Гараж Транспортного отдела ЦИК СССР. 1966 г. - Гараж переименован в Автобазу Финансово-Хозяйственного отдела Президиума Верховного Совета СССР, затем в Автобазу Финансово- Хозяйственного управления Секретариата Верховного Совета СССР.
1992 г. - Автобаза ФХУ Секретариата Верховного Совета СССР преобразована в Автотранспортное предприятие № 2 ФХУ Верховного Совета Российской Федерации.
1993 г. - Автопредприятие № 2 ФХУ Верховного Совета РФ передано в Главное социально-производственное управление Администрации Президента РФ, затем - в Управление делами Президента РФ.
1999 г. - Автопредприятие переименовано в Государственное учреждение Автопредприятие № 2 Управления делами Президента РФ.
2002 г. - Государственное учреждение Автопредприятие № 2 Управления делами Президента РФ переименовано в Федеральное государственное учреждение Автопредприятие № 2 Управления делами Президента РФ.
2003 г. - Путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ Автопредприятию № 2 УДП РФ ФГУ Автопредприятия № 1 УДП РФ было создано Федеральное государственное учреждение «Автотранспортный комбинат» УДП РФ.
2012 г. - Предприятию присвоили статус Федерального государственного бюджетного учреждения «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента Российской Федерации. Учреждение является некоммерческой организацией и подведомственно Управлению делами Президента Российской Федерации.

История Гаража

Федеральному государственному учреждению «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента Российской Федерации - более 95лет.prikazprikaz
По истории предприятия можно практически проследить все важнейшие события нашей страны.
Сейчас сложно представить, что одно из самых крупных транспортных предприятий столицы когда-то состояло всего из десятка автомобилей. А ведь именно так все и начиналось. В 1918 году в связи с переездом правительства из Петрограда в Москву был переброшен и специальный боевой автоотряд, состоящий из небольшого гаража машин. Этот отряд сформировал в дальнейшем автопредприятие, официально учрежденное приказом № 806 Московского окружного комиссариата по военным делам от 5 сентября 1918 года.
Тогда, в те нелегкие дни, в организации транспортной службы ВЦИК блестяще проявил себя Андрей Дмитриевич Садовский, участник революционного движения в России, крупный инженер. Он окончил одно из лучших высших учебных заведений России -Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1914 году был призван в армию и отправлен на фронт. В октябре 1917 года он входил в состав членов бюро Петроградского Совета и Военно-Революционного комитета, заведовал вооружением, связью и транспортом. Именно по его инициативе в системе ВЦИК был создан автоотряд как самостоятельное автохозяйство со всеми необходимыми службами по транспортному обслуживанию ВЦИК.
В 1919 году А.Д. Садовский был избран председателем Центрального комитета профсоюза транспортных рабочих, был членом ЦИК СССР и ВЦИК, делегатом DC и X съездов РКП(б). Андрей Дмитриевич рано ушел из жизни, он скончался в 1927 году в возрасте 47 лет.
С первых дней организации предприятие обслуживало высшие органы государственной власти СССР, а в наши дни федеральные органы власти Российской Федерации.
В разное время гаражи автопредприятия находились: в Манеже (в течение сорока лет), в Расторгуевском переулке на Красной Пресне, и только в 1980 году для гаража был построен высокооснащенный, отвечающий всем требованиям времени, производственный комплекс на ул. Обручева, 42.
В 2003 году путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ Автопредприятию № 2 УД П РФ ФГУ Автопредприятия № 1 УД П РФ было создано федеральное государственное учреждение «Автотранспортный комбинат» УД П РФ со специальной мастерской на Садовнической набережной.
Автопредприятие № 1 было образовано в трудную революционную эпоху в Москве в 1921 году. Положение в стране было чрезвычайным. Силы интервентов и белогвардейцев были разгромлены, английские и американские части вынуждены были эвакуироваться с нашей территории, но японские войска оставались на Дальнем Востоке до 1922 года.
Сотни предприятий были разрушены, транспорт находился в состоянии полного развала, ощущался острый дефицит продовольствия, сырья, топлива... И в это тяжелейшее время было решено образовать в составе Управления делами Центрального комитета Российской коммунистической партии гараж, с которого и началась история Автопредприятия № 1.
Реввоенсовет республики выделил для обслуживания ЦК РКП 6 легковых и 4 грузовых автомобилей иностранных марок, 20 велосипедов, 2 мотоцикла и 15 лошадей с упряжью. Все это объединили под одним названием «транспортные средства». В штат гаража входили шоферы, самокатчики, извозчики, слесари и другие специалисты - всего 47 человек. Шоферы и извозчики объединялись одним профсоюзом транспортных рабочих. Для гаража было выделено помещение на 10 машин по Ваганьковскому проезду на Красной Пресне (до настоящего времени оно не сохранилось).
В дальнейшем временные стоянки машин были на Грохольском и Расторгуевском переулках.
В 1937 году было начато строительство комплекса зданий транспортной части Управления делами ЦК ВКП(б) - так в то время называлось автопредприятие - по Звенигородскому шоссе, 27. В составе комплекса предусматривалось строительство шестиэтажного гаража для легковых автомобилей, авторемонтных мастерских, стоянки для автобусов и грузовиков, административного корпуса.
К июню 1939 года был возведен шестиэтажный гараж - простой, но изящной архитектурной формы, которая и теперь, спустя столько лет, прекрасно вписывается в ландшафт Звенигородского шоссе.
В гараже работали шоферы и другие специалисты высокой квалификации. Некоторые из них получили права шофера в начале XX века и были на фронтах в годы Первой мировой и Гражданской войны. Уже в то время профессия шофера считалась весьма престижной. Водители пользовались большим уважением, как в гражданской среде, так и среди военных. Это был цвет рабочей и технической интеллигенции. Право на управление автомобилем - тогда оно называлось аттестатом -можно было получить, только окончив курсы и показав хорошее знание теоретических предметов и практических навыков. В аттестате указывались оценки по каждому предмету.
Шоферам выдавалась соответствующая форменная одежда, которая подчеркивала принадлежность к определенному «техническому сословию».
Шоферы старших поколений одними из первых в стране осваивали автомобили отечественных марок. Они садились за руль АМО-Ф-15, АМО-2, ЗИС-5, автобусов ЗИС-8, ЗИС-12, ЗИС-16, а в 1932 году за руль ГАЗ-А, полуторатонной ГАЗ-АА, а также ГАЗ М-1.
С 1925 года в гараж автохозяйства начали поступать автомобили отечественного производства. Вначале это были АМО-Ф-15 и АМО-2 - первенцы советского автомобилестроения, затем в 1930 годы грузовые ЗИС-5, автобусы ЗИС-16 и другая техника.
Машиностроение в годы индустриализации набирало силы, выпускались все новые и новые машины. Так, Горьковский завод уже с 1932 года выпускал легковые ГАЗ-А, полуторатонную ГАЗ-АА.
16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошел легковой автомобиль с закрытым цельнометаллическим округленным обводом кузовом, получившим название М-1. Несмотря на некоторую схожесть форм и габаритов с моделью Форда, «Эмка» была заново рассчитана, имела много оригинальных узлов и потому вполне заслуженно стала считаться первой легковой машиной отечественного машиностроения.
Изящным был и автомобиль ЗИС-101, сконструированный и изготовленный Московским автозаводом. Грузовой автомобиль ЗИС-5, легковые М-1 и ЗИС-101 соответствовали уровню мировых достижений автомобилестроения того времени. Таким образом, из автотранспортного предприятия с разномастным парком устаревших иностранных машин гараж превращался в предприятие, оснащенное отечественными автомобилями. Использование отечественного подвижного состава вошло в традицию предприятия.
В начале Великой Отечественной войны 44 работника гаража были призваны в Красную Армию. Это были в основном водители, специалисты высокого класса. По-разному сложилась их судьба. Многие не вернулись с войны, но уцелевшие после демобилизации возвращались в родной коллектив.
Самоотверженно трудились в те тяжкие годы работники, оставшиеся в Москве. В августе 1941 года при налетах вражеской авиации на Манеж было сброшено 60 зажигательных авиабомб. Заведующий гаражом Виктор Павлович Егоров лично руководил работой по тушению пожара и вместе с механиками и водителями сумел вывести все машины из гаража в Манеже.
За короткий срок были изготовлены две походные авиационные мастерские для Московской зоны ПВО. Передано Красной Армии более 20 грузовых и легковых автомобилей. Организована военная подготовка работников гаража, созданы группы самозащиты местной противовоздушной обороны (МПВО). Работники гаража, рискуя жизнью, делали все возможное и невозможное, чтобы спасти технику и здание Манежа.
В тревожные дни 1941 года и на протяжении всей войны проявился организаторский талант Виктора Павловича Егорова. Успех фронтовых и армейских операций во многом решался самоотверженной работой автомобилистов. Подвиги многих тысяч воинов автомобилистов отмечены государственными наградами, а 30 человек из них были удостоены звания Героя.
В годы Великой Отечественной войны работники предприятия геройски сражались на фронтах, а оставшиеся в тылу активно помогали восстановлению разрушенного хозяйства Москвы и других городов. В первые дни войны ушли на фронт лучшие специалисты предприятия - шоферы, многие из которых имели военную специальность «механик-водитель танка», инженеры, слесари, другие работники. Из 202 человек, ушедших на фронт, домой вернулись не все. Коллектив транспортного предприятия так и не дождался С.Ф. Макеева, ставшего на фронте командиром танкового взвода и геройски погибшего в сражении.
В память Сергея Макеева была переименована 4-я Звенигородская улица.
Оставшиеся в тылу строили оборонительные укрепления.
На территории и в гараже транспортной части был организован ремонт танков Т-34 и гусеничных тракторов-тягачей. Работа велась круглосуточно, всего было отремонтировано свыше 200 танков и другой техники. После окончания войны в транспортную часть стали возвращаться работавшие здесь сотрудники. Поступали на работу специалисты, демобилизовавшиеся из армии. Предприятие росло, набирало силу.
После войны на предприятие начала поступать новая техника - в 1946 году были приобретены автомобили М-20 «Победа», отличавшиеся первой в мире безрамной конструкцией.
В конце 1940-х и начале 1950-х годов появились грузовики ГАЗ-51 и ЗИС-150, автобусы ЗИС-155 и ПАЗ. В 1957 году поступили первые ГАЗ-13 «Чайка», чуть раньше - ЗИС-110.
Количество автомобилей росло, гараж уже не мог вместить весь автотранспорт.
В 1962 году Исполком Моссовета выделил участок земли под строительство в районе села Воронцово. Ныне этот участок значится как дом № 42 по ул. Обручева. Предприятие запроектировано в виде одного разноэтажного комплекса, состоящего из трех сблокированных корпусов: 6-этажной стоянки легковых автомобилей со встроенными административно-служебными и бытовыми помещениями; 2-этажного ремонтно-производственного корпуса и 1-этажного - для стоянки грузовых автомобилей и автобусов.
В строительство предприятия много труда вложили работавшие в те годы директор П.К. Семенов, главный инженер В.И. Фокин, инженер-строитель И.А. Бабаев (ныне -зам. генерального директора предприятия). Строительные работы были выполнены на достойном уровне.
В 1978 году было принято решение о строительстве новых мастерских на месте старых по ул. Литвина-Седого. Теперь эти мастерские являются техцентром.

Наши дни

Сегодня на предприятии работают 2700 человек. Среди них много кадровых работников, проработавших на предприятии более 25 лет. Основу составляют люди, имеющие богатый опыт работы в области автотранспорта. Квалификация специалистов постоянно растет.
Многие работники награждены правительственными наградами.
Сотни водителей отмечены значками «За работу без аварий» первой, второй и третьей степеней.
В коллективе есть сотрудники, участвовавшие в боевых действиях (горячих точках) и ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
В мае 2008 года в Санкт-Петербурге был открыт Филиал ФГУ «Автотранспортного комбината» Управления делами Президента РФ для обслуживания Конституционного Суда РФ, переехавшего из Москвы в северную столицу.
Все начиналось в 2007 году с постройки нового гаражного комплекса филиала на пустыре на пересечении улиц Седова и Книпович.
За короткий срок было возведено современное здание гаражного комплекса, вмещающее более 90 единиц автомобилей с крытой отапливаемой стоянкой, и административный корпус, где располагаются службы управления автохозяйства, комнаты отдыха водителей, столовая и кафетерий.
На предприятии происходит постоянная модернизация производства, внедряются новые технологии, периодически обновляется парк подвижного состава на более современную технику, а также совершенствуются системы управления персоналом.
Автопредприятие ведет активную социальную политику, старается придать работникам уверенность в завтрашнем дне, создать благоприятный психологический климат для эффективного труда, заинтересованности в высоких результатах работы.
Профсоюзный комитет и социально-бытовой отдел автопредприятия ведут активную работу по организации санаторно-курортного отдыха сотрудников и их семей. Большой популярностью среди работников и членов их семей пользуется турбаза «Истра».
Дети сотрудников круглогодично отдыхают в детских оздоровительных лагерях, а также обеспечиваются путевками в детские дошкольные и школьные учреждения. Ежегодно проводятся детские новогодние утренники с приглашением артистов. Приобретаются билеты на новогодние елки, в цирк и детские театры г. Москвы.
Большое внимание уделяется организации спортивной и физкультурно-массовой работы. Работники предприятия с удовольствием участвуют в различных соревнованиях, поддерживая традиции предприятия. Проводятся соревнования по футболу и волейболу, настольному теннису, бильярду и легкой атлетике. В зимнее время организуются лыжные мероприятия «Лыжня Москвы» и «Лыжня России».
Хорошей традицией на предприятии стало проведение вечеров отдыха, посвященных Новому году, Дню работников автомобильного транспорта, Международному женскому дню, Дню Победы.
При поддержке администрации и профсоюза регулярно организуются экскурсионные поездки по «Золотому кольцу» России, посещение музеев, театров, концертов, выезды на природу.
ФГБУ «Автотранспортный комбинат» проявляет заботу о пенсионерах - ветеранах, участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Существует и плодотворно работает Совет ветеранов ВОВ и труда, а также Музей трудовой и боевой славы ФГБУ «Автотранспортный комбинат». Ежегодно проводятся мероприятия, концерты, оказывается материальная помощь, выдаются премии к праздникам.
Администрация «Автотранспортного комбината» успешно реализовывает социальную программу, так как это залог успешной и слаженной работы всех служб.
Наши отцы и деды, наши предшественники по автопредприятию оставили нам такие непреходящие ценности, как верность данному слову, способность стойко переносить испытания и преодолевать трудности. И эти качества навечно заложены в фундамент последующих поколений. Пройден большой путь, но впереди видятся новые горизонты XXI века.